Люди были как ангелы?

– Вопрос с места: «Правда ли, что Адам и Ева были как ангелы, без тел, а в тела были сосланы после грехопадения?»

– Такую идею высказывали греческие философы в первые века, когда стали христианами и пытались Божественное Откровение объяснять в понятиях своей философии. Так называемые гностики. В частности, знаменитый катехизатор Ориген, который сделал очень много полезного в толковании Откровения, увлекся и привнес отсебятину. Он разработал даже целое учение о том, что души человеческие существовали, как ангелы, а затем согрешили, пали и были низвергнуты на Землю, в тела, где и влачат свое существование. Но затем, искупив свою вину, вернутся на Небо, в первозданное состояние.

Святые отцы, которые тоже знали греческую философию, тоже окончили Афинский университет, в частности, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, опровергли гипотезу Оригена. Ибо в Откровении Божием, ни в Ветхом Завете, ни в с Евангелии Господа Иисуса Христа, такой идеи о предсуществовании душ  нет. Да и зачем было бы протаскивать ангелов через земную жизнь, чтобы потом выбросить опыт этой жизни за ненадобностью?

В Откровении однозначно говорится, что человек создан с телом, потому что он предназначен жить в этом телесном, материальном мире и продолжать дело Творения в сотворчестве с Богом. Человеку от сотворения дана власть над природой: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1-28).

В этом весь и смысл. Бог, будучи совершенно нематериальным, чистым Умом, создал материальный мир, то есть нечто совсем другое, чем Он Сам. И в этот мир вложил смысл, содержание, которое повествует о Нем и о человеке. Все в мире состоит из систем, каждая молекула, каждый атом – система, а значит, несет в себе смысл. Соединились два атома водорода и один атом кислорода – возникло новое вещество, новый смысл (предназначение). Мир до предела наполнен смыслами, которые человек может понимать, изучать.

М.В. Ломоносов писал, что Бог дал человеку две книги: мир природы и Откровение.

«Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии».  «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию». «Видимый мир от разумного Существа устроен». (Сочинения. М.-Л., 1961. С. 403).

Тело дано человеку для того, чтобы он мог познавать этот мир. Но еще важнее то, что посредством тела человек может воздействовать на природу. В таком взаимодействии с природой человек одновременно и познает, и творит – вносит изменения в природу, создает то, чего не было.

Младенец, когда учится управлять своими руками-ногами, много раз повторяет одни и те же действия: перекладывает кубики, собирает и разбирает пирамидку. Почему? Чтобы убедиться, что эти руки подчиняются его мыслям и желаниям, что он может вносить изменения в окружающую среду. Это главное, фундаментальное открытие. А то, что потом человек делает нож и топор, лук и стрелы, колесо, автомобиль, самолет, космический корабль – это уже вторично.

Тело служит человеку и как орудие познания и как орудие творчества. В этом и проявляются, и развиваются задатки богоподобия человека. Человек предназначен продолжить дело Творения, но в сотворчестве с Богом, не разрушая созданное, а дополняя. Для этого человеку дан орган связи с Богом – дух, вдунутый при сотворении. Если душа человека, по мнению святых отцов (в частности, это хорошо изложено у свт. Феофана Затворника), ничем не отличается от души животного, она лишь оживляет тело. В наше время можно грубо сравнить ее с программой, которая оживляет компьютер. Душа сотворена («написана», как программа). А дух – вдунут, это частица Божественной энергии. Душа человека одуховлена, как писали святые отцы, поэтому она получила свойства, отличающие ее от души животного. Дух привнес в душу способность к абстрактному мышлению, свободную, волю и способность к пониманию, различению – истины и лжи, добра и зла, красоты и безобразия. Дух имеет врожденные, непроизвольные реакции – стыд, жалость, благоговение. Это не душевные, а духовные, высшие чувства, которых стыдится только мир, находящийся в плену сатаны, под его гипнозом.

Но главное, что дух служит для связи с Богом.

(Продолжение следует)

Священник Виктор Максимов

просмотров (4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *